ГЕОЛОКАЦИЯ:
Москва
ЗАМЫСЕЛ:
Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции (1818 г.) стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основу его комедии. Также в комедии показывается широкая картина современной русской действительности, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Кроме того, Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.
ЧТО ПО ФАКТУ:
Содержание и сюжет:
Главный герой, приехав из-за границы, возвращается к возлюбленной Софьи, которая не была в него влюблена, да и вообще уже забыла о нем и теперь с другим. Отец девушки был не рад гостю, так как тот был критически настроен по отношению устаревшей системе ценностей московского общества. Вскоре на балу главного героя объявляют безумцем, тот решается уйти, застав возлюбленного Софьи с другой. Софья была рассержена, на крики прибежал ее отец, который решил, что она крутит роман с сумасшедшим – пригрозил отослать дочь «в деревню к тётке». Оскорбленный главный герой уехал навсегда.
Интересные факты:
1) При создании пьесы Грибоедов вдохновлялся творчеством французского драматурга Мольера, чьи пьесы обличали и высмеивали пороки французского общества.
2) После того, как комедию начали ставить на сцене, многие актрисы отказывались играть роль Софьи, так как считали ее неприличной. Ночное свидание с Молчалиным их очень смущало.
3) Первым слушателем пьесы был Иван Крылов. Он сказал, что в его время автора такой книги ожидала бы неминуемая ссылка.
4) На одном из московских вечером Грибоедов слушал возмутительные речи приглашенных и вскипел — выговорил очень много неприятного приглашенным в длинной речи обличения. Один из присутствующих воскликнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта весть мгновенно разнеслась по Москве, и на следующий день к дипломату приехали многие друзья, чтобы узнать о его положении. Он в негодовании отчеканил:
–Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша.
5) В «Горе от ума» Грибоедова 54 раза встречается восклицание "Ах!" и 6 раз восклицание «Ох!».
6) В 19 веке все российские антрепренёры (владельцы театральных трупп) набирали актёров, ориентируясь на постановку «Горе от ума», поскольку труппа, подобранная под эту пьесу может поставить любую пьесу, т.к. в ней присутствуют роли всех театральных амплуа.
7) Ознакомившись с рукописью, Пушкин дал следующую оценку книге: «В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов». В том же письме к А.А.Бестужеву, в конце января 1825 года: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов».
Почему стоит почитать:
В романе ставятся проблемы, актуальные и по сей день: тема любви, конфликт поколений и убеждений, тема неприятия обществом лучших его представителей.
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ:
Язык:
Комедия написана разговорным языком и вольным ямбом (то есть ямбом с чередующимися стихами разной длины). То и другое для русской комедии того времени было новшеством. Язык «Горя от ума» со множеством неправильностей, архаизмов и просторечий воспроизводит московский выговор эпохи даже фонетически: например, не «Алексей Степанович», а «Алексей Степаноч». Благодаря афористичному слогу пьеса сразу после появления разошлась на пословицы.
Как написана книга:
История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения стали реалистичными. Смелые социально-политические идеи объединяют целое поколение людей эпохи декабристского движения.
К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Грибоедов как пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДЕЛАМИ:
1) Л.Н. Толстой «Война и мир» ввел персонажа из комедии — вольнодумца князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В романе именно к нему едет Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
2) В персонажах Грибоедова современники узнавали реальных людей. Так, прототипом Софьи Фамусовой многие считали Софью Алексеевну Грибоедову, двоюродную сестру драматурга, — при этом мужа её, Сергея Римского-Корсакова, считали возможным прототипом Скалозуба, а за домом её свекрови, Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, в Москве на Страстной площади закрепилось название «дома Фамусова». Особого упоминания заслуживает старуха Хлёстова — предположительно её прототипом стала Настасья Дмитриевна Офросимова, известная в московских гостиных, которая оставила заметный след в русской литературе: её же в лице грубоватой, но безусловно симпатичной Марьи Дмитриевны Ахросимовой вывел в «Войне и мире» Лев Толстой.
3) Ф.М.Достоевский «Подросток»: образ Чацкого буквально пронизывает весь этот роман, воспринимаясь своеобразным лейтмотивом, сюжетно-композиционно он тесно связан с образом Версилова. Размышления героев о Чацком, обсуждение перипетий его столичной жизни неоднократно встречаются в романе. Первые воспоминания Аркадия об отце связаны со сценой, когда Версилов готовит монолог Чацкого. В романе «Подросток» характеристика Версилова содержит авторские указания на то, что в прошлом героя есть место для таинственного и неординарного: «Гордый человек стал передо мной загадкою <...> Его оригинальный ум, его любопытный характер, какие-то там интриги и приключения...>>. Образ Чацкого содержит в себе тему «русского скитальца». Тем самым Достоевский включает в образ Версилова тему «русского скитальца», попеременно сравнивая его с Чацким, автор приходит к выводу, о том, что время, проведенное вдали от дома, способствовало обретению героем чувства родины, родной земли, России.
4) Ф.М.Достоевский «Подросток». Тема сумасшествия тесно связана и с образом Ставрогина, хотя в финале романа доктора после вскрытия помешательства Ставрогина не подтвердили. И о Чацком мы знаем, что он не сумасшедший, его сумасшествие лишь следствие лжи обиженной Софьи.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЛА:
Пpинятo cчитaть, чтo этo пepвoe дpaмaтичecкoe пpoизвeдeниe oтeчecтвeннoй литepaтypы, нaпиcaннoe в paмкax peaлиcтичecкoгo нaпpaвлeния. Однако в нeм coxpaняютcя oтдeльныe чepты, cвoйcтвeнныe клaccицизмy: eдинcтвo мecтa и вpeмeни дeйcтвия, «гoвopящиe» фaмилии. Bпepвыe в pyccкoй литepaтype дpaмaтypг oткaзывaeтcя oт eдинcтвa дeйcтвия, чтo яpкo пpoявляeтcя в пapaллeльнoм paзвepтывaнии двyx кoнфликтoв.
Итaк, кoмeдия «Гope oт yмa» oкaзaлa бoльшoe влияниe нa paзвитиe oтeчecтвeннoй литepaтypы блaгoдapя ee aфopиcтичнocти (оригинальные, лаконичные изречения, выражающие обобщенную мысль), нoвaтopcтвy и aктyaльнocти paccмaтpивaeмыx пpoблeм
Итак, большую часть текста комедии разобрали на цитаты (примеры см. в разделе «Улики»). Комедию переписывали от руки, она была очень популярна, но в театре долгое время не ставилась из-за цензурного запрета).
УЛИКИ:
1) Служить бы рад, прислуживаться тошно.
2) Счастливые часов не наблюдают.
3) Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
4) А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
5) Ах! злые языки страшнее пистолета.
6) Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
7) Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
8) Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног.
9) О! Если б кто в людей проник: что хуже в них? Душа или язык?
10) Молчалины блаженствуют на свете!
СОЦ.СЕТИ:
Тик-ток (ссылки на видео):
https://vm.tiktok.com/ZMNg4QLfC/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4yPws/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4paDT/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4x32Q/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4VhEe/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4VhEe/?k=1;
https://vm.tiktok.com/ZMNg4Xve3/?k=1;
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1) И.Р.Аксарова, Т.М.Жаплова «Аллюзии и реминисценции из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова в позднем творчестве Ф.М.Достоевского»: https://publikacia.net/archive/2014/8/1/51;
2) Замысел комедии «Горе от ума»: https://studentguide.ru/griboedov-a-s/zamysel-komedii-gore-ot-uma.html;
3) Идейное содержание и проблематика комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»: https://kickscontest.ru/sochineniya/zamysel-komedii-gore-ot-uma-kratkoe.html;
4) Проблематика комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/griboedov-gore-ot-uma-analiz.html;
Материал подготовила Овчинникова Д.А.