Интервью с классиком: А.А. Ахматова

Ф.: Анна Андреевна, Вы – знаменитая поэтесса. Почему стихи, а не проза?

А.А.: Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада.

Ф.: А как Вы написали первое стихотворение?

А.А.: Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Ф.: Вы когда-нибудь переставали писать? Брали перерыв от творчества?

А.А.: Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Ф.: Кого Вы считаете уникальным писателем?

А.А.: Я счастлива, что в сегодняшний торжественный день могу засвидетельствовать, что вся моя сознательная жизнь прошла в сиянии этого великого имени, что оно было начертано вместе с именем другого гения человечества — Шекспира на знамени, под которым начиналась моя дорога. И вопрос, который я осмелилась задать Музе, тоже содержит это великое имя — Данте.

Ф.: Стихи – предназначение Ваше?

А.А.: Будущее, как известно бросает свою тень задолго до того, как войти.

Ф.: В чем отличие, на Ваш взгляд, нашего времени (имею в виду ХХ век и настоящий) и прошлого (век ХІХ, например)?

А.А.: Достоевский знал много, но не всё.

Он, например, думал, что если убьёшь человека, то станешь Раскольниковым.

А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр.

Ф.: Да, пожалуй, так. Вспомнили мы и прошлое. А какое воспоминание Вы о себе храните?

А.А.: Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Ф.: Какой главный вывод Вы сделали для себя?

А.А.: Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же.

Ф.: Главный вопрос, который Вы себе задаёте?

А.А.: А та, кого мы музыкой зовем, за неименьем лучшего названья, спасет ли нас?

Ф.: Завершая разговор: какой бы Вы дали совет читателю?

А.А.: Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был.

Материал подготовила Анастасия Куприянова